Friday, December 28, 2012

Гибель теплохода «Вильгельм Густлофф»

О гибели «Титаника» многие знают благодаря многочисленным публикациям и знаменитому одноименному фильму, бившему рекорды кассовых сборов. Столкнувшийся с айсбергом, ушедший под воду «Титаник» унес с собой жизни множества людей -1 513. При потоплении же «Вильгельма Густлоффа» во время 2 Мировой войны погибло свыше 9 000 человек.

«Вильгельм Густлофф» был спущен со стапелей 5 мая 1937г. Длина корабля составляла 208,5м, ширина 23,5м. Теплоход мог перевозить 1463, при численности экипажа в 417 человек. Он имел 10 посадочных палуб. По своей комфортабельности лайнер был одним из лучших судов того времени. К услугам пассажиров был великолепный бассейн, красивый зимний сад, несколько музыкальных салонов, бары. Билеты на лайнер были доступны по цене для всех социальных слоев населения Германии. Корабль не только вызывал любовь немецкого народа к нацистскому режиму, но и являлся средством пропаганды «преимуществ» национал-социалистического строя во всем мире.

Авторы проекта планировали дать ему название «Адольф Гитлер», но 4 февраля 1936г. в Давосе был убит ни чем не выдающийся швейцарский активист НСДАП Вильгельм Густлофф. И убит он был еврейским студентом Давидом Франкфуртером. Заштатного лидера зарубежных нацистов сразу же превратили, в целях пропаганды, в жертву заговора мирового еврейства против мирного и трудолюбивого немецкого народа, и назвали его именем корабль.

Ходовые испытания и окончательная отделка интерьера были закончены в мае 1938г. и 24 мая судно ушло в свой первый круиз.

Изначально судно было предназначено для пропаганды нацистского режима. 2 апреля 1938г. команда «Вильгельма Густлоффа» спасет потерпевших бедствие в Северном море английских моряков. Англичане награждают капитана, а название судна попадает во все мировые средства массовой информации. Мир захлебывается от восторга по поводу достижений фашистской Германии.
В круизных рейсах на «Вильгельме Густлоффе» побывали около 65 тысяч человек. Кроме этого, он перевозил добровольцев легиона «Кондор» для участия в гражданской войне в Испании.

25 августа 1939г. судно вышло в очередной круиз, но в Северном море капитан получил шифрованный приказ о возвращении в порт. Через неделю началась Вторая мировая война.

С началом войны «Вильгельма Густлоффа» переоборудовали в плавучий госпиталь. Его перекрасили в белый цвет и обозначили красные кресты. Согласно требований Гаагской конвенции, нападение на санитарные корабли было запрещено.

Но уже летом 1940г. руководство ВМС Германии приписало судно к школе подводников в Готенхафене. Теплоход перекрасили в камуфляжный цвет и удалили красные кресты. Как плавучая казарма для школы подводников он использовался около четырех лет.
Первые повреждения судно получило 9 октября 1943г. во время воздушной бомбардировки американской авиацией Готенхафена, в порту которого оно находилось.




В начале 1945 года, когда бои шли на территории Германии, среди населения началась паника. Толпы беженцев двинулись в сторону Готенхафена (ныне польский порт Гдыня).

22 января 1945г. началась погрузка на борт «Вильгельма Густлоффа» военнослужащих и беженцев. Первыми разместили несколько десятков офицеров-подводников, затем несколько сотен женщин, проходивших службу во флотском вспомогательном дивизионе, около тысячи раненых солдат, а потом стали пускать беженцев, отдавая преимущество женщинам и детям. К 30 января на борт судна приняли свыше 10 тысяч беженцев. Около 12.30 корабль отправился в свой последний путь.

Обычно большие корабли продвигаются в сопровождении судов конвоя, способных оказать защиту от атак, но злой рок к тому времени уже распростер над «Вильгельмом Густлоффом» свои черные крылья. Один из кораблей охранения, торпедолов TF-19 вернулся в порт с повреждениями корпуса в результате столкновения с камнем. Конвой тральщиков, который, якобы, шел навстречу, до лайнера не дошел. И обреченный «Вильгельм Густлофф» отправился к месту своей гибели в охранении единственного корабля сопровождения – миноносца «Лев». Отправился прямым курсом, со скоростью 12 узлов. На соблюдение рекомендаций идти зигзагом для осложнения возможных торпедных атак, у него не хватало топлива. Корабль представлял собой отличную мишень. Мало того, надеясь на встречу с конвоем тральщиков, капитан отдал распоряжение включить все огни.

Ярко освещенный лайнер был замечен советской подводной лодкой С – 13, под командованием капитана третьего ранга Александра Маринеско. В течение двух часов лодка шла за кораблем, выбирая удобную для атаки позицию. Когда капитан «Вильгельма Густлоффа» Петерсон, потеряв надежду дождаться конвой тральщиков, в 19.30 дал команду потушить огни, было уже поздно.
В 21.04, с дистанции менее одного километра, С – 13 пустила первую торпеду, а затем еще две. Четвертая торпеда застряла в торпедном аппарате, едва не потопив лодку, но, на счастье, не взорвалась.

В 21.16 первая торпеда распорола носовую часть лайнера, вторая угодила в бассейн, а третья в машинное отделение.
Часть пассажиров погибла от взрывов, часть утонула в каютах нижних палуб, а оставшиеся в живых бросились к спасательным шлюпкам. Из-за создавшейся паники и давки погибла еще одна часть пассажиров. В большинстве женщины и дети. Приказав заблокировать водонепроницаемые отсеки, Петерсон заблокировал и часть команды, которая должна была спускать шлюпки, а пассажиры не умели этого делать. Все же несколько шлюпок удалось спустить на воду. К тому времени корабль дал сильный крен. Из-за крена с палубы сорвалась зенитная установка и рухнула на одну из шлюпок. Рядом с тонущим лайнером в ледяной воде плавали обезумившие от ужаса люди.

Миноносец «Лев» начал спасение. Всего кораблю удалось спасти 472 пассажиров. Рядом с местом трагедии прошел имевший на своем борту полторы тысячи пассажиров крейсер «Адмирал Хиппер». Прошел не останавливаясь, так как опасался торпедной атаки. Единственному кораблю его конвоя, эсминцу Т – 38 удалось достать из воды 179 человек. Суда, прибывшие через час с небольшим для спасения, живых не застали. В ледяной воде плавали только трупы и обломки.

По максимальным данным потери были оценены в 9 343 человека. Выжило приблизительно около 2 000 человек.
Гибель более 9 000 человек, в основном женщин и детей, послужила поводом для присвоения капитану Маринеско звания героя Советского Союза. Правда, посмертно.

No comments:

Post a Comment