Thursday, December 27, 2012

Тягач Skoda RSO


Во время войны в программе автозавода "Skoda" в Mladа Boleslav неожиданно появился оригинальный автомобиль-тягач с коротким бортовым кузовом, рассчитанный на эксплуатацию в условиях российского мороза, глубокого снега и бездорожья. Это был артиллерийский тягач со всеми ведущими и управляемыми стальными колесами диаметром по 1,5 метра и шириной 300 миллиметров с высокими металлическими грунтозацепами. Необходимость создания такой машины появилась после первого крупного поражения Вермахта зимой 1941 года под Москвой.
Правда, поначалу главная ставка делалась на Восточный гусеничный тягач RSO (Raupenschlepper Ost), который выпускался на заводах в Германии и Австрии. На долю чешской "Skoda" пришелся выпуск Восточного колесного тягача (Radschlepper Ost), с колесной формулой 4х4, с той же аббревиатурой RSO. Как и гусеничный вариант, эту машину проектировало штутгартское конструкторское бюро Ferdinand Porsche, где она носила обозначение "Porsche - 175". Ее идейной базой послужили французские и итальянские тягачи с индивидуальным приводом каждого колеса, повышавшим живучесть машины, но в условиях войны немецкий колесный тягач RSO на деле оказался упрощенной, более грубой и практически неработоспособной отдаленной копией.
Первый прототип машины RSO был построен 2 сентября 1942 года на заводе Skoda, и поступил на испытания. Он получил верхнеклапанный четырех цилиндровый бензиновый двигатель воздушного охлаждения (6,0 литров, 90 лошадиных сил), сухое однодисковое сцепление, основную пяти ступенчатую коробку передач и две двухступенчатые раздаточные коробки с механизмами блокировки межосевых дифференциалов. От них двумя парами бортовых карданных валов крутящий момент подавался на главные передачи, смонтированные с правой и левой стороны обоих неразрезных мостов, и далее короткими валами передавался на конические редукторы каждого колеса.
Мосты подвешивались на продольных полуэллиптических рессорах, а конические пары позволяли отклонять все колеса на небольшой угол для управления машиной, причем рулевой привод задних колес сделали отключаемым. Другой, необычной, особенностью тягача являлся вспомогательный двухцилиндровый 565-ти кубовый бензиновый мотор мощностью 12 лошадиных сил, представлявший собой половину оппозитного четырех цилиндрового двигателя легкового автомобиля Volkswagen, и служивший для запуска основного двигателя при низких температурах. Автомобиль имел колесную базу 3000 миллиметров и снаряженную массу 7 тонн. Его габаритные размеры составляли 6220х2300х3065 миллиметров. На местности он мог двигаться со скоростью не выше 16 километров в час и при этом расходовал 200 литров топлива на 100 километров пути.
На первых же испытаниях тяжелый и громоздкий тягач RSO не смог передвигаться на рыхлом грунте и преодолевать даже небольшие подъемы. Одновременно с его доводкой до конца 1942 года было собрано 10 тягачей, но в апреле 1943 года из Берлина пришел приказ прекратить дальнейшие работы над бесперспективной машиной. Дальнейшая судьба колесного RSO весьма туманна. По немецким источникам, этот приказ был беспрекословно исполнен, по чехословацким данным, в 1943-1944 годах в Mladа Boleslav собрали еще 196 тягачей, отправленных сначала на Восточный фронт, а затем и на Западный. В то же время двигателей для этих машин было выпущено про запас - 430 единиц.


No comments:

Post a Comment