Friday, December 28, 2012

САУ «Jagdtiger»


На момент создания САУ Jagdtiger в Германии уже была бронетехника способная легко подбивать любые танки Союзников. Но немецкие 75мм и 88мм танковые орудия имели противотанковую направленность и не давали достаточного фугасного эффекта. стремление соединить хорошие бронебойные и фугасные характеристики и послужило причиной появления Jagdtiger. В задачи САУ входило сопровождение пехоты на поле боя. 8 февраля 1943 КБ Nibelungenwerke получило задание сделать такую машину. Конструкторы остановили свой выбор на зенитном орудии 12.8cm Flak 40, которое из-за своей мощи применялось преимущественно для защиты наиболее важных объектов. Зенитку модифицировали в танковый вариант 12.8 cm Pak 44 L/55 с полуавтоматическим горизонтальным клиновым затвором и раздельным заряжанием. Унитарные снаряды зенитного орудия, пришлось заменить на унитарные по причине ограниченного пространства внутри САУ. Скорострельность получилась низкой: 2-3 выстрела в минуту при максимальной дальности стрельбы 22 400 м. Pak 44 L/55 и 40 выстрелов находились в боевой рубке. Углы горизонтальной наводки ограничивались 10° в каждую сторону, а вертикальной от -7.5° до +15°. Маска имела форму «свиное рыло» (Saukopf). В качестве шасси избрали Tiger II, удлинив корпус на 25 см и оставили всё остальное без изменений включая два комплекта гусениц - узкие транспортные и широкие боевые. В наследство от Tiger II достался также курсовой пулемёт MG 34 в шаровой установке в лобовой плите корпуса. Внутри САУ находился ещё 7.92мм ПВО MG 34 (MG 42), 9mm MP 38/40 и 27мм сигнальный пистолет Walter. Испытания Jagdpanzer VI прошли на полигоне возле австрийского города Dollerscheim. Перетяжелённая и крайне не надёжная ходовая Tiger II, на огромном Jagdtiger оказалась ниже всякой критики. Бензиновый двигатель Maybach HL230 P30 на 700 л.с. и коробка передач явно на справлялись с весом машины: удельная мощность двигателя - 9.8 л.с./тонну. Хотя трансмиссия Maybach-Olvar 40 12 16 B имела 8 передних скоростей и 4 задних, машина перемещалась неповоротливо. В боевых гусеницах шириной 79 см, удельное давление на грунт - 1,07 кг/см2. Радиус разворота - 4.8 м. Расход топлива более 5 литров на километр, ограничивал автономность до 170 км по дороге. Заявленная паспортная скорость по шоссе 38км/ч практически никогда не достигалась, а вот перегрев двигателя случался часто, особенно при подъёме даже на незначительный склон. Со временем машина получила новое название Jagdtiger (Sd. Kfz.186). Серийный выпуск САУ начался в июле 1944 на филиале австрийского концерна Штеер-Даймлер-Пух, на заводе Nibelungenwerke в городе St.Valentine. По планам Управления вооружения сухопутных войск предписывалось сделать 150 тяжёлых САУ Jagdtiger Ausf B. Но по настоящему производство Jagdtiger активизировалось только в январе 1945. В апреле 1944 из заводских ворот вышло 4 САУ с 88мм орудием Pak 43 L/71 и официальным названием Panzerjager Tiger mit 88mm Pak 43/3 (Sf.) (Sd. Kfz.185). До конца 1944 выдали 48 САУ. А всего с июля 1944 по март 1945 единственный производитель Jagdtiger предприятие Nibelungenwerke изготовили 77 тяжёлых истребителей танков Jagdtiger, серийные номера корпусов: 305001-305077 (по другим данным выпустили 70 - 85 машин). Исходя из запредельно низкой надёжности, чтобы избежать попадания поломанной машины в руки Союзников, в Jagdtiger находилось 2 подрывных заряда - под казёнником орудия и под двигателем. 2-ой ротой командовал немецкий танковый асс оберлейтенант Отто Кариус. 653-й sPzJagAbt возник весной 1945 и имел не полный состав. Ягдтигры воевали на Западном и Восточном фронтах. В Арденнах немецкая группировка усиленная одним Jagdtiger уничтожила целый полк Шерманов (правда не указывается, были ли дополнительные ПТ средства), сам Jagdtiger тоже живым не ушёл. По воспоминаниям Кариуса, в Ягдтигре надёжным была только броня. Пушка имела недостаточные углы горизонтальной наводки и траверс приходилось делать поворот всей машины, которая быстро от этого ломалась. С Ягдтигром Союзники эффективно боролись авиацией и крупнокалиберной артиллерией.

No comments:

Post a Comment